Работа психологической службы в образовательном учреждении

Психологическая служба в ЧОУ СОШ «Алые паруса» работает со дня основания школы. Психолог осуществляет свою деятельность в сотрудничестве с администрацией школы, классными руководителями, логопедом, учителями предметниками и другими специалистами школы.
Цель работы: Создание условий для успешного обучения и развития ребёнка в ходе психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
Задачи:
  • Систематическое отслеживание психического здоровья и развития ребенка в процессе обучения.
  • Создание условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
  • Оказание помощи детям, имеющим проблемы в обучении и развитии.
В соответствии с выделенными задачами, работа ведется по 4-м основным направлениям:
 Диагностическая работа.
Включает в себя первичную, углубленную, индивидуальную и групповую диагностику, необходимую для организации других видов работ и проведения исследований.
 Коррекционно-развивающая работа.
Подразумевает проведение индивидуальной и групповой развивающей и коррекционной работы с детьми, испытывающими различной степени трудности в обучении и развитии.
 Консультационно-просветительская работа.
Включает в себя организацию и проведение консультаций с различными участниками учебно-воспитательного процесса, испытывающими трудности связанные с учебно-воспитательным процессом, осуществление просветительской деятельности и пропаганды психологических знаний.
 Организационно-методическая работа.
Включает в себя участие в работе методических объединений, творческих групп, консультирование педагогических работников по вопросам педагогики и психологии, организации диагностики и т.д.
Данные виды работ осуществляются по параллелям: 1-4 классы, 5-9 классы, 10-11 классы. В рамках каждой параллели осуществляются: первичная и углубленная диагностика, организация развивающих и коррекционных занятий, консультирование педагогов и родителей по вопросам обучения и воспитания детей. В каждой параллели выделяются классы наиболее приоритетные для всех видов работ. 1 и 4 классы (адаптация в школе и переход в среднее звено); 5 и 9 классы (адаптация в средней школе, окончание основной школы, организация профильного обучения); 10 и 11 классы (окончание полной средней школы, профориентационная работа).
Целью деятельности логопеда является коррекционная работа, направленная на преодоление речевых и психофизических нарушений у детей, социализацию ребенка в обществе.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
  • своевременное выявление нарушений речи и предупреждение возможных вторичных дефектов, вызванных уже имеющимися речевыми нарушениями;
  • совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи учащихся;
  • единство коррекции речи с коррекцией всей познавательной деятельности;
  • пропаганда коррекционно-логопедических знаний среди педагогов и родителей;
  • осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОУ и начальным звеном школы.
Работа по развитию речи — это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей. В системе занятий реализуется основной принцип специального образования — принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционной обучение. Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
  • развитие сенсорных и моторных функций;
  • формирование кинестетической основы артикуляторных движений;

    развитие мимической мускулатуры;

  • развитие интеллектуальных функций;
  • развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

    формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.

В соответствии с целью, с учетом Общего медицинского плана были проведены следующие мероприятия:
  • Обследование состояния речи учащихся 1 класса, 2-4 классов, выявление речевых нарушений (логопедическое обследование детей, комплектация подгрупп, выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе; отражение результатов в речевых картах, при необходимости — корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми)
  • Посещение уроков в 1-4 классах.
  • Проведение фронтальных (подгрупповых) и индивидуальных логопедических занятий по исправлению различных нарушений устной и письменной речи.
Коррекционные цели и задачи:
  • уточнение знаний и представлений детей о предметах ближайшего окружения;
  • овладение лексическим запасом родного языка: учится понимать общепринятое значение слов, правильно употреблять их в речи;
  • развитие слухового внимания;
  • работа над звукопроизношением и т.д.
Практическая и коррекционная направленность обучения являстся необходимой для социальной адаптации и реабилитации детей.
  • Групповая и индивидуальная коррекционно-развивающая работа с учащимися «группы риска» 1 класса.
Цель: создание условий для оптимальной адаптации учащихся к школьному обучению, коррекция выявленных отклонений.
  • Работа с документацией.
  • Участие в работе школьного МО учителей.
  • Обследование учащихся, составление логопедических характеристик с целью определения дальнейшего вида программы обучения.
  • Сообщение на МО учителей «Приемы работы по развитию навыков языкового анализа и синтеза».
  • Работа по теме самообразования «Коррекционные упражнения при обучении литературному чтению». Были даны практические рекомендации учителям начальных классов по применению данного вида работы на уроках.
  • Консультации педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим речевые дефекты.

Взаимосвязь работы учителя-логопеда с учителями начальных классов, с родителями

В течение всего учебного года осуществляется постоянный контакт с учителями начальной школы, с родителями учащихся.  Систематически проводятся консультации для родителей детей, занимающихся на школьном логопункте. О чем свидетельствуют записи в тетради взаимосвязи учителя-логопеда с учителями, родителями.
Для них проводятся теоретические и практические консультации по темам:
  • «Обучение приемам работы по закреплению поставленных звуков»;
  • «Оказание помощи детям с нарушениями письменной и устной речи»;
  • «Успехи детей, их работа на логопедических занятиях».
Принимает участие в работе школьного МО учителей начальных классов.
Согласно составленному в начале учебного года «Перспективному плану развития кабинета», проводилась работа по оснащению логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалом.
Итоговое обследование показало, что у большинства учащихся, посещавших логопедические занятия, повысился уровень овладения компонентами языка.
У всех на детей, зачисленных на логопункт, имеющих изолированный фонетический дефект, были поставлены и автоматизировано звуки.
Планируется систематизировать:
  • Совместную деятельность учителя-логопеда и учителей начальных классов для поиска и реализации наиболее эффективных путей преодоления трудностей в овладении детьми грамотой на начальных этапах обучения.
  • Продолжить оформление логопедического кабинета раздаточным и дидактическим материалом.
  • Использовать новые информационные технологии как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.